Косметичка.Ру

хохломская росписьСуществует легенда, что хохлома зародилась благодаря талантливому мастеру-иконописцу, жившему в Москве. Трудился он на благо царя и тот не скупился вознаграждениями своими. Но мастер мечтал о свободе и тайно убежал в леса Керженца. Обосновавшись там, мастер стал думать об искусстве для народа, чтобы в его создании отразилась вся русская душа и красота родной земли. В результате чего на свет появились первые хохломские чашки, покрытые пышными цветочками и тоненькими веточками. Прославился мастер на всю округу, появилось много последователей его ремесла. Прознал царь про славу мастера и велел привести, но как не искали стрельцы художника, не смогли отыскать. Только сгоревшая изба, да краски на земле, словно вобравшие в себя жар пламя и чернь пепла.

До сих пор жива хохломская роспись, благодаря мастерам передающих свой талант своим ученикам. Таким образом, мастерство и большое искусство будут жить вечно.

Изготовление хохломы
Россия славится своими лесами, поэтому большая часть построек и изделий были из дерева. Дерево помогало согреться в лютый мороз, согревая и освещая избы поленьями и вставленными в светец лучинами. Даже транспорт, такой как: сани, телеги и др., был изготовлен из дерева. Куски бересты заменяли бумагу, лапти – обувь того времени, тоже была сделана из мягких пород дерева. Лес играл очень большую роль в жизни человека тех времен, поэтому, особенно славились мастера по обработке дерева. Именно тогда, из осины и липы стали делать прочную, но легкую посуду.

Обычные изделия
Изделия обычной формы, такие как, миски, чашки, поставцы может изготовить самый обычный токарь, обученный этому ремеслу. А такой посуде, как ковшам – уткам или ковшам – петухам, требуется настоящий мастер, художник, который чувствует законы создания совершенных форм. Такие выточенные изделия называют – «бельем», из-за дерева, которое в результате обработки приобретает нежно-розовую поверхность. Несмотря на то что, вся хохлома изготовлена из дерева, его нельзя увидеть под золотой поверхностью и металлическим мягким блеском, который излучают многочисленные узоры.

Ложки
Сначала дерево рубилось и обтесывалось топорами, затем распиливалось на небольшие части и там где намечалось углубление, начинали выдалбливать теслом, после чего в ход шел нож, доделывая все остальное. Если ложку изготавливали ручным инструментом, то не совсем идеальная форма, вмятины в некоторых местах, горбинки и граненость ручки, было вполне нормальным явлением. Это говорит лишь о том, что это единственный экземпляр в своем роде, нечто напоминающий «отпечатки пальцев» резчика. Посуду, в том числе и ложки, выполняли и на токарных станках, вследствие чего, изделием приобреталась правильная, гладкая и совершенно ровная поверхность. Такие ложки, в точности повторяли одна другую. Есть разновидности металлических ложек, рукоятки которых выполнены в хохломском стиле.

Покрытие хохломы
Золото – ценный, благородный металл, востребованный всеми странами и народами мира. В природе встретишь его не часто и поэтому, он имеет такую высокую цену. Применяем он не только как украшение, но и в качестве придания золотого цвета посуде. В такой посуде раньше подавали еду в царских и боярских домах. Хохломская посуда выкрашивалась в красный цвет, а затем расписывалась, двумя способами нанесения золота. Сусальным и творенным. Сусальным, являются тонкие листочки, этого метала, которые крепятся в определенные места посуды. Второй прием подразумевает нанесение кистью, мелкого порошка из золота, разведенного в специальном растворе. И использовался он в качестве краски. Посуда или иконы, раскрашенные таким экономным способом, делали их дешевле предметов, полностью изготовленных из золота.

Этапы изготовления хохломы
Не сразу «хохлома» становится золотой. Она должна пройти длинный путь, прежде чем приобретет подобный цвет. А пока она может быть и серебряной и глиняной.
Первая кружка на рисунке и есть «белье». Прежде чем она попадет к красильщику, ей предстоит пройти сушку, шлифовку с помощи шкурки или станка, которая требуется для того, чтобы придать изделию гладкую поверхность. Затем в ход идет льняное масло, после чего наносится особая грунтовка. Другое название – вапа. Красновато-коричневому цвету, вапаобязана глине, входящей в ее состав. Такую кружку, загрунтованную вапой, трудно отличить от глиняной, так как из-за густого слоя грунта, дерева совершенно не видно.

Сушка
Следующим этапом, является сушка грунтованного изделия в печи, потом новая шлифовка, чтобы придать изделию гладкий и глянцевый вид. Следующая цель заключалась в получении лаковой пленки. Такая пленка появлялась благодаря олифе, которой пропитывали кружку. Это делается для того, чтобы на липкую основу предмета, с легкостью можно было поместить полуду – металл, измельченный до состояния порошка. Этот процесс называется лужением. Подобные кружки практически невозможно отличить от серебряных кружек, так как полуда полностью закрывает дерево, создавая впечатление литого серебра. В далекие времена полудой являлось олово, а в современном мире полудой служит алюминий, отличающийся красивым серебристым оттенком, легкостью и довольно низкой ценой.

Покраска
Теперь настало время передать изделие в руки мастеру – красильщику. Ловко бегает кисть по изделию, талантливого художника. В инструментарий мастера, входят кисти различной величины из разных материалов. В основном, это кисти, изготовлением которых занимаются сами мастера, их создают из беличьих хвостов и кусочков овечьей шерсти – «ляпушек». А так же краска в маленьких баночках.

Вот, наконец, работа закончена и можно увидеть расписную луженую кружку. Но радостного золотого цвета мы пока не видим, вместо этого только холодный металлический блеск изделия. Когда же позолота заиграет своими красками?

Завершительный этап изготовления
С этим завершающим таинством знакомылачила и печник. Именно они завершают весь процесс, и изделие приобретает золотой цвет. Несколько слоев олифы покрывалось подготовленное расписное изделие, затем изделие ждала раскаленная печь, где оно закаливалось при очень высокой температуре. В наше время так же используют электропечь, закаливая изделия при температуре сто шестьдесят, сто восемьдесят градусов. Лечилы нашего времени, применяют более новые технологии по окрашиванию изделий в золотой цвет. Специальными пульверизаторами-пистолетами на изделия распрыскивается синтетический желтый лак и после закаливания, серебряные узоры превращаются в золотые.

20 апреля 2012








По вопросам коммерческого сотрудничества и рекламы пишите редактору портала Kosmetichka.ru.







 
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Косметички.ру Рейтинг женских сайтов Rambler's Top100