Само присутствие ребенка в этом мире – загадка
Почему дети любят загадки и сказки? При создании и отгадывании загадок людям присуща и логика, и воображение. Ведь любой предмет можно облечь в таинственную форму!
Он на белом-белом поле
Оставляет черный след.
Загадка по сути - это тайна. А для ребенка мир полон тайн, непонятных событий, таинственных предметов. Здесь для ребенка, можно сказать ожидание неожиданного. К такой тайне можно отнести и прятки. Игра в прятки это ожидание «запланированной» опасности. Безотчетное чувство страха, что он потерялся, заблудился в сказочном лесу. А когда ребенка находят, то для него это все равно, что заново родиться. "Меня не было, и вот я снова здесь!". Крепится чувство радости бытия, уверенности в себе.
Существуют также «лжезагадки». Загадки, которые не нужно разгадывать. Здесь надо логически подумать. Что-то типа: А и Б сидели на трубе. А упало Б пропало, что осталось на трубе. Это как в жизни, что бы принять правильное решение, нужно отбросить ложную альтернативу.
Для ребенка сказка - как строительный материал. Слушая сказку, ребенок проживет все вместе с героями. Строит свой мир. В сказках он отождествляет себя с героями - смеется, страдает, переживает. Со сказками можно поэкспериментировать, сделать сказку выборочно не правильную. Но делать это надо в нужный момент и в нужное время. У ребенка отношение к сказке серьезное. Он хочет слышать сказку так, как он ее слышал, видеть героев там, где он привык их видеть. Для ребенка - это его мир, который он с таким трудом создал. И ребенку становится больно, когда его мир рушится, это может вызвать эмоциональную агрессию. Но ребенку нужно показать ненавязчиво границы между миром вымысла и реальностью, что вольности в реальности уже не допустимы.
Можно сделать "салат из сказок". Например, где принц, который ищет золушку, попадает в плен к разбойникам из сказки «Бременские музыканты». Но он смог написать записку о том, что он попал в беду и отослать ее с почтовым голубем своему другу мальчику-с-пальчику. И так далее. У фантазии границ нет. Хорошо, когда ребенок это зарисовывает на большом листе ватмана и, желательно, красками. Иногда дети сами рисуют рисунок, где переплетаются персонажи разных сказок. В таком случае можно пойти от обратного - сочинить сказку по рисунку. Используя сказки, загадки о времени или предметах, мы развиваем у ребенка воображение, фантазию, желание к сочинительству.
29 мая 2012
По вопросам коммерческого сотрудничества и рекламы