Гадание по "Книге перемен"
Когда не было еще ни религий, ни мифов, у народов, населявших бассейн реки Хуанхэ, взгляды на строение Вселенной были достаточно твердыми, хоть и не лишенными парадоксальности. Небо, по их мнению, было бескрайним и одновременно круглым, Земля - квадратной, но тоже бескрайней. А в центре Земли, под центром неба, располагался Китай, - Срединная, или Поднебесная страна. Когда не было ни Земли, ни неба, был хаос, в котором плавали мириады мельчайших частиц " ци ". Так полагали древние китайцы. Среди этих частиц были легкие, светлые ( ян ) и тяжелые, темные ( инь ). Разделившись, первые образовали небо, вторые - Землю. После образования неба и Земли, из различных комбинаций все тех же частиц ЯН и ИНЬ, из взаимодействия светлого и темного, мужского и женского начал, появилось все живое и неживое, возникла природа и ее явления, движения и покой, тепло и холод, добро и зло. Одно вытекало из другого, сливалось с другим, как в окружающей человека природе, так и в природе самого человека.
Стихийность, непредсказуемость соотношений различных сил, явлений, поступков вызвали у людей естественное желание уловить хоть какую - то закономерность, которую можно было бы уложить в понятную и стройную систему. Роль подобной системы в древнем Китае сыграла " Ицзин " - классическая " Книга перемен ".
В основе " Ицзина " лежат гексаграммы, состоящие из двух багуа, двух триграмм, то есть - из шести сплошных и прерванных черт. Изобретение ба гуа - восьми гадательных триграмм – согласно преданию, принадлежит легендарному китайскому правителю Фу Си, пребывавшему у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 г. до н. э.
Однажды, стоя на берегу реки Хуанхэ, Фу Си увидел выплывшую огромную черепаху ( в других источниках упоминатся дракон - лошадь ), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствующих его представлениям о мироздании, где главное место принадлежало небу и Земле, из взаимодействия которых рождалось все живое и неживое, все явления и вещи.
Эти символы Фу Си изобразил в такой последовательности:
1. ----------- 2. - - - - - - 3. ----------- 4. - - - - - -
----------- ----------- - - - - - - - - - - - -
----------- ----------- ----------- ----------
5. ----------- 6. - - - - - - 7. --------- 8. - - - - - -
----------- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - ----------- - - - - - - - - - - - -
Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ:
Символ (название) |
Свойство |
Образ |
1. цянь ( творчество ) | свойство - крепость | образ - небо |
2. дуй ( разрешение ) | радостность | водоем |
3. ли ( сцепление ) | ясность | огонь |
4. чжень ( возбуждение ) | подвижность | гром |
5. сюнь ( утончение ) | проникновенность | ветер |
6. кань ( погружение ) | опасность | вода |
7. гэнь ( пребывание ) | незыблемость | гора |
8. кунь ( исполнение ) | самоотдача | земля |
Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны.
Возможное число вариантов гексаграмм, составляющих два багуа равно 64. Такое количество представляет собой довольно сложную систему, охватывающую и отражающую, согласно теории " Книги перемен ", весь мировой процесс, все чередование ситуаций, являющееся следствием борьбы сил зла и добра, света и тьмы, напряжения и податливости, в котором оказывается человек.
В процессе гадания по " Ицзину " исходят из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, в которой оказывается человек, которая разворачивается во времени и пространстве, а афоризмы при гексаграммах характеризуют тот или иной этап развития ситуации. Афоризмы - к каждой черте - последовательность развития ситуации:
-
нижняя черта - зарождение ситуации, когда типичность еще проблематична
-
вторая черта - апогей внутреннего развития ситуации
-
третья черта - кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему
-
четвертая черта - зарождение внутреннего процесса вовне
-
шестая черта - (верхняя) завершение развития ситуации,ее переразвитие, когда она превращается в собственную противоположность
Принято также считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, разрушающемуся.
Кроме того, существует еще один взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых соответственно определяет одну из космических потенций : верхняя - небо, средняя человека, нижняя - Землю.
" Сеанс " начинается с того, что Вы мысленно формулируете вопрос, который в данный момент занимает Вас больше всего и на который Вы ждете ответа от " Ицзина ". Затем поочередно подбрасываете три монеты; это надо проделать шесть раз, чтобы получить шесть черт и составить гексаграмму. Если две или три монеты легли вверх " орлом ", проведите на бумаге сплошную черту; если две или три упали вверх " решкой " - рисуйте прерывистую. Черты располагаются одна над другой, начиная снизу. После того, как гексаграмма составлена, следует отыскать ее номер в таблице. Для этого разделите ее пополам и найдите верхнюю часть среди триграмм, помещенных по горизонтали, а нижнюю по вертикали. В точке пересечения - номер выпавшей Вам гексаграммы. Теперь остается лишь заглянуть в относящийся к ней пояснительный текст - толкование.
Толкования взяты из книги Дюлы Хернади "Храмы счастья", в которых в свою очередь использовались интерпретации Барбары Хейслип, переработавшей и упростившей формулировки.
Данный текст не является переводом настоящего "Ицзина" , и не следует искать в нем философских глубин.
Хотя, как бы ни воспринимал читатель предлагаемые его вниманию толкования, рекомендуем учесть следующее:
1. Не задавать " Ицзину " один и тот же вопрос повторно, даже если Вы ответом не удовлетворены или он кажется слишком мрачным.
2. В течение одного " сеанса " задавать , по возможности , один вопрос.
3. Если Вам выпала гексаграмма под номером 3, 29, 39,47 - ни в коем случае не расстраивайтесь, а примите во внимание содержащиеся в тексте рекомендации.
4. Не обращайтесь к " Ицзину ", если задуманное может повредить окружающим или его осуществление связано с недостойными средствами.
верх > низ |
1 ------- ------- ------- |
2 - - - - ------- ------- |
3 ------- - - - - ------- |
4 - - - - - - - - ------- |
5 ------- ------- - - - - |
6 - - - - ------- - - - - |
7 ------- - - - - - - - - |
8 - - - - - - - - - - - - |
1 ------- ------- ------- |
||||||||
2 - - - - ------- ------- |
||||||||
3 ------- - - - - ------- |
||||||||
4 - - - - - - - - ------- |
||||||||
5 ------- ------- - - - - |
||||||||
6 - - - - ------- - - - - |
||||||||
7 ------- - - - - - - - - |
||||||||
8 - - - - - - - - - - - - |
По вопросам коммерческого сотрудничества и рекламы